Семейное образование: за и против

Семейное образование: за и против

В России семейное образование узаконено четверть века назад и сегодня набирает обороты. В 2015 году прошел первый фестиваль семейного образования, в 2017-м была зарегистрирована ассоциация «Весь мир – наша школа». В дореволюционной России была распространена именно эта форма обучения детей до 12 лет, в современных США все больше семей переходят на нее. Каковы плюсы и минусы СО?

Город Текст: АСТРЕЯ STYLE. Фото: АСТРЕЯ STYLE

Мотивация учиться

Разумеется, прекрасно, когда увлеченные своим делом люди отлично справляются с задачами, и тем более замечательно, когда эти люди – учителя. Все мы можем вспомнить примеры – это был наш учитель-предметник, или руководитель кружка, куда ходил брат, или в классе ребенка преподает настоящий фанат науки, или подружка дочери все уши прожужжала про учительницу в «художке». Такие люди в стенах любой школы (и даже без этих самых стен) сумеют заразить детей любопытством, любовью к исследованиям и страстью к поиску информации. Но настоящих подвижников не хватало во все времена, а давать образование нужно всем детям. Появлялись, появляются и будут появляться самые разнообразные методики обучения, в которых закладываются различные идеи. И, как говорится, каждому свое, в том числе свое образование. 
 
Привычная классно-урочная система образования когда-то помогла справиться с массовой безграмотностью. Теперь школа порой не поспевает за требованиями времени. Сегодня многие дети приходят сюда пообщаться с друзьями и отбыть положенное время, а массу полезного и интересного получают на стороне – в кружках, секциях и студиях дополнительного образования. Чему будет учиться чадо – решают родители и сам ребенок, и в этом, безусловно, плюс допобразования. Однако продвинутые школьные педагоги понимают, что с классической схемой нужно что-то делать. В разное время появились альтернативные методики проектной направленности, такие известные, как Вальдорфское движение и школа Монтессори. 


Astreja-#14-43-1.jpg
Одаренность - 19% 

Серьезные занятия спортом, музыкой или другие, которые трудно совместить с обучением в очной школе.  Высокая степень обучаемости ребенка, позволяющая ему быстрее осваивать программу, тогда как в школе ему скучно.

Проблемы со стороны школы - 32%

Родители хотят для своих детей другого качества обучения и жизни в целом. Недовольны низкой эффективностью классно-урочной системы, низким качеством обучения и уровнем адаптивности к индивидуальным потребностям
ученика. Низкий КПД, и как следствие неизбежные перегрузки, плохое качество
программ, учебников. Плохое питание, отрицательное влияние школьного режима и среды.

Личные убеждения родителей - 24%
• Стиль жизни
• Командировки
• Путешествия
• Особенности работы родителей
• Место проживания
• Многодетность
• Удобства логистики и пр.

Особые потребности ребенка - 24%
• Сложности со стороны ребенка, при которых у родителей нет выхода,
кроме как забрать его на семейное образование, поскольку он не
вписывается в существующую систему.
• Ребенок формально здоров, но у него есть особенности: развития,
поведения, восприятия и так далее, не позволяющие ему успешно
учиться в массовой школе и плохо влияющие на его физическое и
психическое здоровье.
• Ребенок категорически не может или даже не хочет учиться в школе,
но хорошо учится в условиях семейного образования.

Традиционный подход

Безусловный плюс традиционного подхода – это доступность обучения: государство гарантирует право каждого гражданина на бесплатное среднее образование. Здесь есть четкая структура процесса обучения и строгая научная направленность. Классификация всех знаний на узкие предметы позволила преподавателям копнуть глубже и, соответственно, давать тему качественнее. При такой организации обучения сложно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Проблемы возникают как у слабых учеников, так и у детей одаренных. И если в первом случае ребенок рискует потерять интерес к учебе в силу слишком высокого темпа, то во втором ему будет просто скучно. Однако хуже всех в нашей «стандартной» школе приходится детям, мыслящим по-другому, не так, как основная масса школьников. В итоге часто все дети на выходе из школы не получают максимально возможный для них уровень и диапазон знаний.
 
Между тем в современном обществе наиболее ценным становится даже не владение конкретной информацией, а способность к ее добыванию, успешному усвоению и умение приложить ее на практике, преломив в свете ситуации. Информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем пересматриваются школьные программы и планы.

Есть альтернатива

Альтернативные школы преуспели в эффективном формировании мотивации к получению знаний – и это замечательно. Однако здесь нужно четко понимать, какая программа будет дана. Существует и другой способ освоения школьной программы, причем сделать это можно в индивидуальном темпе и ритме, в той форме, которая будет наиболее приемлема для ребенка и его семьи. Семейное обучение позволяет всем тем ученикам, чьи запросы отличаются от стандартных, получить среднее образование. Семейная форма будет с большой долей вероятности хороша для детей-спортсменов, музыкантов, танцоров, чей график должен включать в себя длительные ежедневные тренировки. Или для ребят с определенными повышенными потребностями. В последнее время все больше родителей так и поступают, организуя для своих детей учебу самостоятельно. Не стоит путать семейное обучение с домашним. Принципиально они отличаются тем, что при семейной форме родители полностью берут на себя ответственность, а при домашней они разделяют эту ответственность со школой, делегируя ей свои обязательства. Во втором случае к ребенку домой приходят школьные учителя и дают ту самую программу, которую он проходил бы, если бы ходил в школу. В первом – родители берут на себя все: выбор программы, организацию учебного процесса, организацию тестов для получения аттестата о среднем образовании. 
 
Разумеется, для того чтобы организовать учебный процесс, родителю нужно иметь желание, время и средства. Как правило, это семьи с высшим образованием родителей. В программе начальной школы, пожалуй, способен разобраться любой взрослый, окончивший вуз. А в дальнейшем можно приглашать профессионального учителя-предметника или, объединившись с другими такими же семьями, поручать преподавание группе учеников кому-то из родителей, хорошо разбирающемуся в конкретном предмете. Для этого часто мамы и папы объединяются в сообщества. Здесь совместно решаются возникающие проблемы, происходит обмен информацией. 
 

Как ни странно, одним из препятствий на пути развития семейного образования в России является незнание родителей о самой такой возможности.

Часто мамы и папы путают обязательность среднего образования с обязательностью посещения школы. Для получения «свободы» на законных основаниях требуется написать заявление в Главное управление образования (ул. К. Маркса, 93), а потом нужно будет проходить контрольные точки – зачеты и экзамены по предметам. Делать это можно в ближайшей школе, в том числе через систему экстерната.



gerasimova.png– Наталья Анатольевна, как вы относитесь к семейному образованию?
– Это возможность организовать ребенку формирующую среду, качественно использовать его время, сопоставляя возможности и потребности возраста. С младых ногтей распознать его природные способности, а затем эффективно их развивать. И в то же время общее школьное образование – большое благо, которое наше государство бесплатно (!) дает нам. Мы можем хвалить эту форму обучения или ругать, быть недовольными или довольными учителем/завучем/директором школы, но у нас с вами есть свобода выбирать – как в рамках традиционного способа, так и за его рамками. 

– Существует опасение, что родители не справятся с организацией учебного процесса и в результате образование получится низкого качества. 
– Именно поэтому существуют в помощь родителям площадки для поддержки семейной формы обучения, такие как наш семейный класс. Когда родители получают своевременную высококвалифицированную поддержку педагогов или специалистов в области образования детей. На любом этапе родитель имеет возможность вернуть ребенка в общую школу без всяких проблем и препятствий. Такая поддержка нужна для того, чтобы родитель оставался в первую очередь Родителем! Он может делегировать нам организацию процесса образования частично или полностью.

– Чем такие занятия будут отличаться от традиционных уроков?
– Мы можем предложить ребенку индивидуальную программу, где часть уроков будет похожа на традиционные, но проходить они будут в том ритме и темпе, которые хороши для этого ученика, а часть материала ребенок будет усваивать через проектную работу. И именно в такой свободной форме образования возможно введение дополнительных тем и предметов, например финансовой грамотности. 

– Сколько стоят такие услуги?
– У нас в центре это стоит 16 000 рублей в месяц. Преподаватели и психологи разрабатывают индивидуальный путь развития. В первом классе мы уже можем сделать первые профессиональные «примерки». Иногда бывает так, что родители строят планы не только на ближайшее будущее, но и на отдаленное – поступить в конкретный вуз, развить конкретные компетенции. Мы можем помочь в осуществлении этих планов. 

– Кому подойдет семейное образование?
– Оно подходит всем детям. Но отмечу, что СО нужно выбирать родителям с высоким уровнем самоорганизации и самосознания.


Возврат к списку