Чувство, которое мы называем «тревога»

Чувство, которое мы называем «тревога»

Юлия Евсюкова, семейный и детский психолог, рассказала нам о тревоге и тревожности и о том, что делать, если это мешает жить

Город Текст: АСТРЕЯ STYLE. Фото: АСТРЕЯ STYLE

Психологи всего мира в унисон заявляют: подавляющее большинство современных людей от мала до велика страдает от патологической тревожности.

Юлия, что такое тревожность, как она проявляется у детей и взрослых? Это диагноз или особенность личности?

Слово «тревожный» отмечается в словарях аж с 1771 года, когда «тревога» рассматривалась как трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. Разберемся для начала с терминами. Очень часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем не идентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость значительно выше, чем в спокойном состоянии. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же случаях он остается спокойным. Это – проявления тревоги.


Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда человек боится чего-то конкретного, говорят о страхе. Тревожность и страх – это не одно и то же. Тревожность – это комбинация эмоций, а страх – лишь одна из них. – Насколько распространена повышенная тревожность в обществе? – Сейчас это очень распространенное явление как среди взрослых, так и среди детей. У детей уровень тревожности повышен в большинстве случаев в связи с тем, что сейчас родители и другие взрослые выстраивают в их отношении много ожиданий, хотят, чтобы они добились многого в своей жизни, в окружении много оценки. Усиливается все с походом в школу. Как правило, к окончанию младшей школы здоровых детей уже меньше половины. У взрослых уровень тревожности обычно повышается при нарушении баланса, порядка, опорности в мире в целом, в стране, а дальше у человека в частности.

Передается ли она от родителей к детям, от бабушек, дедушек к внукам? Как?

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности взрослого. У тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. Поэтому передается повышенная тревожность любых взрослых, окружающих ребенка в семье (мамы, бабушки и другие). Кроме того, в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часты конфликты. Тревожность детей возрастает, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

Некоторые психологи говорят, что тревожность – двигатель прогресса, так ли это?

«Бесполезных» эмоций не бывает. Каждая из них является источником важной информации и нужной нам для чего-то энергии. Тревожность может быть мобилизующей – и тогда она будет двигателем, будет придавать энергии, активности. В этом случае она будет помогать в деятельности. В то же время сильная эмоция может оказаться совсем не положительной. Та же тревожность может вызывать ступор, замирание – и тогда она скорее будет мешающей. Все очень индивидуально.

У каждого своя карта эмоций. И для одних людей тревожность может быть ресурсным состоянием, а для других – нет.

Например, как с печалью: многие великие художники, композиторы создавали свои творения именно в этом состоянии, а для большинства печаль все же деструктивна. Поэтому нет положительных и отрицательных эмоций, чувств, состояний – есть адекватные ситуации, которые помогают нам действовать более эффективно (или так, как мы этого хотим) в конкретной ситуации, и есть неадекватные эмоции, которые нам мешают.

Может ли тревожная личность быть счастливой?

Точно не в той мере, как могла бы. Тревожность вызывает внутрипсихическое напряжние. Часть энергии человека все время уходит на то, чтобы с этим напряжением как-то справляться (подавлять, переживать, снижать и так далее). Получается, что человек никак не может полностью расслабиться, получать удовольствие от того, что делает, не может испытывать другие чувства полноценно. Всегда есть некое предчувствование, что что-то не так, что-то может пойти не так, как хочется, всегда есть ощущение дефицита какой-то информации, общее беспокойство и тому подобное.

Могут ли экзамены в школе стать причиной тревоги у школьников?

Да, конечно. Ситуация экзамена – это стресс, так как это ситуация оценивания, повышенной ответственности, зависимости результата экзамена и дальнейшего развития событий (общая успеваемость, поступление в институт и так далее). Плюс, немалую долю вносят ожидания родителей. Ребенок стремится им соответствовать. И если ребенок тревожный, то экзамен, конечно, усилит это состояние.

Как с тревожностью бороться немедикаментозно? Может ли человек сам себе помочь? Какие специалисты помогают справляться?

Прежде всего надо поискать и осознать источник. Всегда есть что-то, что вызывает тревожность, является источником напряжения. Чаще всего причина кроется в базовых потребностях. В основном это первые два уровня: потребность в безопасности и потребность в безусловной любви. И та и другая формируется, удовлетворяется и нарушается прежде всего в раннем детстве. И если в детстве было что-то травматичное, что создало дефицит удовлетворения данных потребностей, то это станет, так скажем, фоновым состоянием, на которое будут «нарастать» последующие жизненные события. Разобраться с этим состоянием и причинами из детства можно в сопровождении специалиста (психотерапевта, психолога). Сделать это самостоятельно, как правило, сложно, потому что большинство из них просто не осознаются, вытеснены из сознания. Помочь себе самостоятельно можно в той части, чтобы осознать, что постоянное внутреннее тревожное состояние – мешает! Осознание – это уже половина пути. Дальше – готовность что-то с этим делать, изменять. Как правило, это уже поиск нужного специалиста и работа над собой.

Как бороться с патологической тревожностью с помощью медицинских препаратов?

Здесь необходима консультация квалифицированного невролога. Он сможет сориентировать, нужно ли вообще медикаментозное сопровождение, и если да, то какое. Иногда действительно необходимо именно комплексное сопровождение, включающее и невролога, и психотерапевта.


Упражнение против тревоги «Порядки за секунды».

Сесть удобнее, спина откинута на спинку стула, ноги стоят на полу, неперекрещенные. Глаза закрыть. Сделать медленный глубокий вдох. На очень медленном выдохе:

• расслабить кожу головы под волосами;
• расслабить затылок, виски, глаза, челюсть, язык;
• расслабить плечи;
• расслабить живот;
• расслабить ноги и стопы.

Если выдох сделан до самого конца, то вновь делаем медленный глубокий вдох, а на выдохе вновь расслабляем последовательно все части тела. Повторяем 3 раза. Таким образом, отпускаем ненужное напряжение. По окончании сохраняем привычный ритм дыхания. Открываем глаза. После упражнения можно обратить внимание на то, какая часть тела была напряжена больше всего. Результатом выполнения упражнения является расслабление и спокойствие! Его можно использовать как профилактическое. Если делать его несколько раз в день, то в теле не будет ненужного напряжения.


Возврат к списку