Марина Вишневская

Марина Вишневская

Марина Вишневская — человек с пятью образованиями, певица, актриса, автор школы голоса и речи «Мысли вслух» — рассказывает нашему журналу о том, что нужно делать, чтобы правильно говорить, как найти себя, обрести свободу звука и гармонию в жизни.

Люди Сентябрь 18, 2018. Текст: Светлана Храбрая. Фото: архив героя

Каждый человек имеет голос и умеет говорить. Неужели этому нужно учиться?

Мы все проходим один и тот же речевой путь, лишь немногим удается от него отклониться. Речь формируется в раннем возрасте посредством слухового и артикуляционного восприятия, потом мы нарабатываем лексику, учим правила орфографии и орфоэпии, чуть позже, если повезет, благодаря чтению появляются речевые обороты. А потом приходят общественные оценки… страхи и зажимы. А это одна из самых больших проблем у человека и препятствие на пути звука. Если их не убрать, никакая работа над техникой речи не будет эффективной. Если тело зажато — зажаты и мысли, а следовательно, и звук. Я часто люблю повторять, переиначивая известную фразу:

«В свободном теле — свободный звук».

Наверняка многие думают, что вы занимаетесь техникой речи: скороговорками, правильным произношением…

Да, часто люди ошибочно предполагают, что речь — исключительно работа, простите, ротовой полости. Соответственно, необходимо в первую очередь работать над чистотой произношения, оттачивать дикцию. Но это поверхностные причины, а проблемы нужно решать в корне. В школе «Мысли вслух» мы работаем с физиологической основой звука, его природой. Учимся дышать — это основа звука. Учимся владеть своим телом, чтобы оно было податливым любому импульсу нашего мозга. Учимся, как ни странно, ощущать и чувствовать. И только потом переходим к технике речи. Относительно скороговорок у меня принципиальная позиция. Сегодня в связи с высоким темпом жизни скорость речи и так высокая, а если к этому добавляется еще невнятная дикция, то для восприятия предлагается неинформативный шум… Поэтому я предпочитаю чистоговорки.


Когда у вас возникла идея открытия школы голоса и речи?

Школа с названием существует год. Но я уже восемь лет занимаюсь изучением голосовых и речевых проблем, вопросами работы с психофизикой, практикую навыки публичных выступлений. В первую очередь в этих занятиях я совершенствую себя, придерживаясь фразы «хочешь научиться сам — научи других». Потому что эти другие — хорошая призма тебя.


Сколько времени может понадобиться человеку, чтобы добиться результата?

Было бы желание. Речь — работа мышечная. Поэтому я провожу параллель с физическими упражнениями на скульптурные группы мышц тела, например — пресса или ягодиц. Вначале происходит процесс набора формы. На это может уйти от нескольких месяцев до полугода. Но не так трудно достичь результата, как потом его удерживать. Поэтому нужно всегда держать себя в форме, быть в тонусе. И дело здесь не во времени, а в самоконтроле.


С какими проблемами к вам приходят люди?

Здесь стоит различать проблемы, которые озвучивают они, и проблемы, которые слышу я, а я воспринимаю всех приходящих на слух, иногда даже слушаю с закрытыми глазами. В первую очередь это психоэмоциональные телесные блоки. Чаще всего они выражаются в трех основных речевых зажимах: гортань, нижняя челюсть и губы. Причина одна — невыраженные или сдержанные эмоции. Вы запретили, эмоция оказалась замкнутой в пространстве и, чтобы продлить себе жизнь, прикрепилась к ближайшей мышце. Дальнейший звуковой путь невозможен. Я часто говорю, что сначала зарождается чувство, потом мысль и только потом слово. Тут позволю процитировать саму себя: «Только мысль, облаченная в слово, имеет смысл».


Вы строгий учитель?

Я, скорее, наставник. Я не даю информацию, которую нужно воспринять как истину — однозначно, а делюсь собственным опытом. И предлагаю разные пути решения той или иной проблемы. Не стремлюсь стать авторитетом для человека, а стараюсь войти с ним в контакт, прочувствовать его и его жизненный опыт. И здесь выбор свободный. Но когда решение принято положительно и начинается отработка навыков, я становлюсь крайне принципиальной, требовательной и не терплю лени. Так же категорично и принципиально я подхожу к творчеству. Сейчас я могу себе это позволить. Зритель должен тянуться за мной и видеть мое развитие. А если я сдам позиции, то он будет лицезреть мое падение.


Не каждый человек сразу после школы может выбрать ту профессию, которой захочет посвятить всю свою жизнь. Как сделать так, чтобы путь к себе и к тому, чем хочется заниматься, был короче?

Нужно слушать свою интуицию. Слушать и слышать, чувствовать себя. Особенно женщинам. Эмоциональная сторона у женщин более развита. Нам вообще нужно больше чувствовать и меньше думать. И не анализировать свои интуитивные ощущения, а просто следовать им.



Возврат к списку